László

 

История коллекции

 

Меня зовут Дмитрий Литц. Я основатель и креативный директор ателье atris.

 

История коллекции László состоит из многих деталей и нюансов. И, почти все из них личные. Потому и повествование я решил вести от первого лица.

 

Всё началось в 2016 году, когда я работал над коллекцией Suprematic.

 

Первыми появились базовый подвес и светильники с подвесками, расположенными непосредственно на плафоне. Образ уже был, но как его развить я пока не знал.

 

 

Отчётливо помню день, когда появилась центральная идея коллекции. Встретившись с другом художником по обыкновению, мы заговорили о философии и творчестве. Во время беседы пришло озарение. Появилась абсолютная уверенность, что основой коллекции станет Супрематизм. Конечно, после этого о продолжении встречи речи быть не могло.

 

Почти бегом вернулся в студию и взялся за эскизы, дополнив коллекцию потолочными и настольным светильниками, бра и торшером. 

 

 

Так сформировался полный набор базовых форм: точка, линия, круг, квадрат и треугольник. Идеология Супрематизма Малевича собрала мысли и образы в цельное высказывание.

 

Появилась задача придать облик потолочным светильникам. Было важно сохранить целостность и чистоту коллекции. Через несколько недель изучения фотоматериалов об авангардной архитектуре эпохи Малевича были найдены подходящие образы. Отправной точкой стали «т-образные» светильники, часто размещаемые в коридорах общественных зданий того времени. Они идеально ложились в концепцию, но требовали переработки. Изначальный дизайн предполагал наличие растяжек из проволоки, удерживающих трубки в горизонтальном положении. Конечно же, для меня такое решение было недопустимо. Поиск конструктивного решения требовал времени.

 

 

 

 

 

Предстояло подготовить супрематический манифест. Погрузившись в изучение философии Малевича я нашёл нужные и точные мысли. 

 

 

 

Спустя несколько недель мысли вылились в гармоничный и тождественный текст. Наконец, для меня самого Супрематизм перестал быть набором фигур на плоскости и превратился в протест философа с кистью в руке. Принципы Супрематизма собрались в поэтичное высказывание. Манифест был готов.

 

Следующим этапом стал поиск визуального языка коллекции. Естественно, я принялся изучать работы супрематистов. Просмотрев сотни картин, я влюбился в одну. Имени мастера узнать я не удосужился и просто поставил её на заставку рабочего телефона.

 

 

 

 

Во время изучения работ я нашёл проект графического дизайнера Максима Арбузова. Он использовал деревянные фигуры Gestalta от Ikea как полотно и раскрасил их по подобию картины Спортсмены Казимира Севериновича. Я был в восторге от чистоты образов.

 

 

 

Поборов стеснение, написал сообщение с просьбой стать сет дизайнером для коллекции. Идея пришлась ему по душе и Максим с удовольствием взялся за работу. Мы продолжали трудиться над кадрами более двух месяцев. Это был сложный и нудный процесс, но результат приводил в восторг. Будоражило и от дизайна светильников и от неожиданного творческого союза с Максимом и, тем более, от предвкушения публикации.

 

В начале октября 2016 года мы опубликовали коллекцию. Это было одновременно и радостно, и волнительно, и ответственно.

 

 

Визуализации, подоготовленные по дизайну Максима Арбузова. Светильники Linea, Punct, Conti. 2016 и 2017 год

 

 

В первый релиз вошли только подвесные светильники. Тогда у нас ещё не было возможности изготовить потолочные модели из-за сложности конструкций и производства. Необходимо было разрабатывать конструктивные решения и искать подрядчиков для обработки металла с широким набором технологий и трепетным отношением к качеству деталей.

 

В ноябре 2017 года мы представили продолжение коллекции добавив светильники из трубок и бра.

 

Летом 2018-го я решил узнать, что же это за картина стоит на заставке моего телефона. Оказалось, что это венгерский художник Ласло Мохой-Надь.

 

 

 

 

Каково было моё удивление, когда я узнал, что он был преподавателем в мастерской металла Баухауса. Именно под его наставничеством были разработаны большинство светильников-икон Баухауса.

 

 

 

 

Ещё в процессе подготовки Suprematic я обратил внимание на связь в работах художников России, СССР и Баухауса. Создавалось ощущение, что они работали в соседних зданиях, а не в разных странах. Для меня история прошла полный оборот и вышла на новый виток.

 

Мне захотелось сделать коллекцию посвящённую Мохой-Надю – выразить признание творческим актом и поделиться своим открытием. Я взялся за работу. Появились эскизы панно. Первые попытки изготовления провалились. Мы не были готовы к такому сложному проекту. Я отложил работу до лучших времён и сосредоточился на коллекции Suprematic.

 

Тщательно подбирая каждый элемент, мы доводили дизайн и конструкции до идеала. На поиски подходящего сырья мы потратили в общей сложности два года. Но, сложнее всего было найти мастеров по работе с металлом и камнем. По-настоящему талантливые профессионалы появились только к концу 2018 года.

 

В 2019 году мы сменили поставщика стекла. Изменилась форма плафонов и конструктивные элементы. В тот год мы переделали всю коллекцию вплоть до самой мелкой детали. К концу года мы довели процессы производства и дизайн до логической вершины. Сейчас есть ощущение, что мы даём клиентам максимально возможное качество продукции и работа над коллекцией завершена.

 

Эпизодически я возвращался к работе над коллекцией – посвящением. Но, так как технологически она казалась нереализуемой, всё ограничивалось новыми образами в скетчбуке.

 

С наступлением 2024 года я отставил в сторону домыслы в невозможности проекта и принялся за подготовку коллекции. Главное отличие от предыдущего периода – команда. Появился специалист, который легко находил общий язык с мастерами и помогал в разработке и изготовлении новых проектов.

 

По замыслу коллекция должна состоять из чёрного гранита, белого мрамора и металла с чёрным покрытием. Спектр материалов отсылает к излюбленным цветам Ласло.

 

 

 

 

Подходящий камень у нас уже был. Я выбрал из имеющихся эскизов наиболее яркие и одновременно реализуемые. За несколько недель мы нашли камнерезов, которые взяли коллекцию в разработку. После первого обсуждения с камнерезами я получил обратную связь: сделать можно. Это был успех. Остальное – дело техники.

 

Мы заказали прототипы и активно взялись за поиск чёрного покрытия металла. Надо отметить, что над технологией покрытия работать мы начали ещё в 2018, но тогда поиски привели в тупик. В этот раз нам повезло больше. Три образца были симпатичны и обладали хорошим качеством. Особенно выделялся один – электрохимическое покрытие по своему характеру, напоминающее пятна туши на бумаге. Идеальный материал для коллекции, посвящённой художнику, который многим цветам предпочитал именно чёрный.

 

При взгляде с расстояния вытянутой руки материал похож на чернёную сталь с гладким полуматовым покрытием.

 

 

 

 

При близком рассмотрении становится заметно, как плотные слои покрытия создают неоднородные разводы и пересечения. 

 

 

 

Больше всего мне понравилось, как отражается свет. Через пелену покрытия видны яркие, но приглушённые блики. Похоже на то, когда смотришь на солнечное затмение через закопчённое свечкой стекло.

 

Конечный образ коллекции базировался на светильниках Suprematic. Это отсылка к истокам появления в моей жизни философии Малевича и одновременно чествование вклада в дизайн Мохой-Надя. В моём видении их чувства композиции близки поэтому я решил сохранить связь и в дизайне.

 

Когда определились модели, пропорции и материалы. Мы приступили к изготовлению образцов. Так вместо 10 дней на их изготовление потребовалось 44, но изделия были прекрасны. Ровные, аккуратные и такие долгожданные.

 

Сегодня, спустя почти 6 лет с момента появления идеи рад поделиться с вами новой коллекцией. И, пусть, с точки зрения дизайна шаг кажется несущественным, но за ним стоит огромный труд и желание поделиться уважением.

 

 

 

 

Ласло Мохой-Надь был не только великим художником, но и как наставник в металлической мастерской Баухауса заложил основы дизайна всех светильников, которыми мы пользуемся и восхищаемся до сих пор.

 

Для меня это эмоциональный и торжественный момент, ведь я не только выпускаю своё собственное творение, но и отдаю почтение человеку, которого я глубоко уважаю.

 

Лимитированная коллекция László состоит из четырёх светильников. По 101 экземпляру каждого дизайна в честь 101 года с тех пор, как Мохой-Надь возглавил металлическую мастерскую в 1923 году.

 

 

 

Перейти в каталог ⟶